16 Сентября 2020





Паміж жаданых сяброў
І тут Ваша хата не з краю.
...Дзякуй жа за любоў
Да майго шчырага краю!

Здесь и далее использованы стихи Яўгенii Янішчыц

Хотим предложить вниманию наших читателей обзорный материал, первый такой на этом сайте, посвященный не самим автомобильным дорогам, а так называемым малым архитектурным формам, которые вместе с другими штрихами, формами, линиями и колерами формируют образ дороги, какой она пронизывает наши будни и праздники, служит верой и правдой, а попутно создает настроение, навевает мысли, мотивы, слова. Цель размещения материала – обратить внимание, на то, что часто остается само собой разумеющимся, незаметным, недооцененным, а кроме того – на труд людей, которые это создают, поблагодарить всех, кто оказался причастным к созданию, поделился своим талантом и профессионализмом. 


...Дарога сцелецца людзьмі,—
Не помню іншай.

Итак, остановочные пункты, автобусные павильоны, автобусные остановки – кто как это называет. Причем те остановки, о которых мы будем говорить, расположены вовсе не на броских и парадных участках дорог, а ... практически на любых: тихих или бойких, узких или насыщенных интенсивным движением. Они просто установлены там, где останавливаются автобусы. Сюда приходят люди, ожидают транспорт, садятся и едут. Или наоборот, выходят из автобуса и направляются к своей цели. Часто ли мы смотрим на оформление остановок? Редко. Современный человек вообще носит шоры на глазах, обычно угнетен, понур, смотрит в себя или на экран гаджета. А стоит посмотреть и по сторонам тоже.

История такова. В 2012 готовили территорию к проведению ежегодного фестиваля «Дажынкi». Он планировался в Горках, Могилевской области. И, напомним, тогда на фестиваль съезжалась вся республика, ответственность была очень большой.

Готовили и пути проезда делегаций, а на них, среди прочего, обновляли набор остановочных павильонов. Проект был заказан в специально под наши требования. Задача перед проектировщиками была поставлена такая: остановочные пункты должны быть практичны, легки и экономичны в производстве, антивандальны (это очень важно!), ну, и декоративны, конечно.

Был предложен вот такой вариант: основа из железобетона. Имеет форму дуги в горизонтальном сечении, подлежит покраске, а это сулило возможности развития декоративной составляющей объекта.

Производство первых остановочных павильонов было размещено в сторонней организации (теперь мы изготавливаем их сами в ДЭУ №71). А уж к покраске подошли со всем возможным вдохновением. Красочное оформление первой партии павильонов – для Горецкого района, для «Дажынак» – было сделано студентами Бобруйского художественного училища, то есть оказались задействованы молодые профессионалы. Тема для реализации была выбрана «Кветкi радзiмы». Что же еще лучше сопроводит и приветит в пути, если не цветок родимый василёк!

И результат оправдал ожидания. По всему Горецкому району, который имеет довольно равнинный рельеф, расцвели на стенах автобусных остановок наши скромные и привлекательные цветочки. Украшение, ощущение праздника, и просто теплота на душе и у тех, кто придумал и воплотил, и у тех, кто увидел и порадовался.

 


 

Теперь, спустя годы, можно доказательно говорить о практичности этих построек: они не разрушились от смены сезонов и погодных условий, не выгорели и не поблекли краски. И ативандальность исполнения налицо – чтобы разбить или повредить бетон, нужно принести с собой кувалду, его не разрушить с легкостью и кусок не «отгрызть». Никакое лишнее стороннее графити тоже не было намалевано, видно, рука не поднялась портить красоту.

Прошло время. На сегодняшний день подобные павильоны установлены во многих районах области: Осиповичском, Шкловском, Горецком, Чаусском, Чериковском, Краснопольском, Кричевском, Климовичском, Славгородском, Кировском на дорогах Р-15, P-70, P-72, P-122, P-74, P-43, P-71, P-93. Идея развивалась, к оформлению павильонов привлекали профессиональных художников. Постепенно выкристаллизовывались разные подходы, способы видения. Очень благодатной, пластичной в руках художников оказалась форма павильона – фактически, диорама, а ее издревле использовали архитекторы для имитации объема, 3D-эффекта, как сейчас говорят. И благодаря усилиям профессионалов (для росписи были приглашены художники Могилевщины), остановочные пункты превратились в окошки, «прорубленные» прямо в окружающий пейзаж. Вот несколько примеров:

Истолковать это живописное решение хочется как отсыл к фольклору, реализму,

традиционной патриархальности – серьезно, основательно, радушно и практично

 

А в этой работе при всем удачном воплощении элементов анимализма (животные) предлагаем

обратить внимание на то, как лес, оформляющий горизонт, по-хозяйски расположился на стене павильона.



Здесь художником дана более графичная интерпретация пейзажа, темы, при этом проявляется

акцент на чистоту, свет, оптимизм и милую трогательность



Яркая, наступательная, современная живопись, «акриловая» мечта. Солнце заходит (или восходит? не суть важно),

окрашивая лучами крашу павильона (изнутри!), отражаясь в водной глади, приглашая прямо со скамейки ожидания

сесть в лодку и поплыть в тишину и теплоту



Поля, поля, вдалеке холмы и перелески, силой мастерской кисти художника они приходят к нам, скрашивая собой ожидание транспорта.

И опять полное совпадение горизонтов – на изображении и в реальности. Этим подчеркивается момент присутствия, сопричастности



Ласковые, но яркие цвета этого павильона: возьмите с собой в дорогу хорошее теплое ощущение

Как замечательно вписаны в ландшафт оказались эти остановки. Все, вплоть до линии горизонта, до вида растительности выверено, аутентично, согласовано с окружением, колеровка картин (а по-другому не скажешь, именно картин!) согласована с цветовыми решениями местности.

  Слова автора:
все замечали, что дорога не любит острых углов, да и вообще углов не любит. Это вызвано, конечно, ее практическим назначением: никакие колеса автомобиля не будут совершать прыжки и кульбиты, цирковые трюки, каким бы ни был резким поворот, колеса нарисуют дугу. Так вот именно эта форма остановок отвечает дугообразному «вызову» автодороги. Да, это малая архитектурная форма, но это не домик, не надоевший параллелепипед, несущий в себе чужеродность, а мягкая дуга, органично вписавшаяся в полотно дороги, в ее «берег». Сама дорога как будто чуть расширяется, давая приют и возможность остановиться, полюбоваться яркими красками, и бежит дальше, деловая, занятая при исполнении своих обязанностей, вся такая в сером.

Зорна. Балюча. Лагодна. Вяснова.

Голас травы вывучае шаша.

Мы навучыліся жыць адмыслова,

А за убраннем — канае душа.

Збораў замнога. І тлуму замнога.

Гэй, намалюй сабе шлях. Выбірай!

Ўласнапалоннікі раю зямнога,

Дзе ён, інакшы і праведны рай?

Некоторые художники использовали «полотно» павильона, чтобы реализовать сюжетные картины, размещая на них всем знакомые персонажи: например, «хлопца з дзяучынкай» в национальных костюмах, и «пору сенажацi». Мастера росписи использовали национальную символику, ненавязчиво, но показательно, подчеркивали собственно белорусскую ментальность: гостеприимство, хлебосольность, лиризм, а кое-где добавляли иронии, юморка – это все наши с вами, читатель, черты. Так получались настоящие творческие находки – из, казалось бы, обыденного сооружения формировался национальный сувенир: запоминающаяся, самобытная, ручная поделка, яркая, красочная.

Кстати о многоцветьи и яркости. На большинстве приведенных фотографий в этой статье много красок. Это изображения павильонов привнесли цвет в серый текст, текст статьи превратился в подарочный букет. Букет образов и цветов. Одну из фотографий мы даже вынесли на слайдер – главный фасад – этого сайта.

Можно также сравнить упорядоченно примкнувшие к дорогам остановочные пункты с драгоценными самоцветными бусами, нанизанными на нити дорог.

Тут зоўны полаг ранку,

Карэц вады жывой,

Дарога-самабранка,

І думка-ашуканка,

І светлыня, як нянька,

Над цяжкай галавой.

  Слова автора:
 

В заключение предлагаю подумать на тему «Дороги в историзме». Дорога – это давно, навсегда, это символ державы, лицо ее. Хочется верить, что своими описаниями (а главное – дорожники своим трудом) мы вызвали ясноглазую улыбку. Люди, порадуйтесь! Ведь мы описывали не пессимистичную картину В. Г. Перова «Последний кабак у заставы», а эстетичные сооружения на надежных ухоженных дорогах, упоминали при этом «кветкi радзiмы и родны лес с бярозамi» или пришедшие из напевов песняров «хлопца с дзяўчынай, якая на ўсю вёску зоркай яснай, зоркай роснай».

Улыбнитесь! Ваша улыбка – тоже цель статьи.

Автор этого эссе не принадлежит к славной когорте дорожников, но относит себя к числу активно сочувствующих.

За все, возможно, проскочившие в тексте технические неточности описания и упоминания дорожных технологий несет ответственность автор.


Поделиться:
Вверх